. авиакатастрофа глазами очевидцев | Жизнь в деревне

авиакатастрофа глазами очевидцев

Виталий Дмитриевич, – обернулся Щекотуров к Крайнову, – случилась авиакатастрофа. Два пассажирских лайнера Ту-134 столкнулись в воздухе. Едем на место падения самолетов… Маркитан в курсе, но ему добираться часа два, не меньше. Майора Малея найти не смогли. Он на охоту отпросился. Кто ж знал… Пришлось Вас привлечь. Вы у нас ракетчик. Все же ближе к авиации, чем юрист. Рассчитываю на Ваш профессионализм…
На данный момент было известно, что сегодня, 11 августа 1979 года, в 13 часов 35 минут 38 секунд, видимо столкнувшись в воздухе на высоте 8400 метров, потерпели аварию и упали на землю в районе Днепродзержинска два пассажирских авиалайнера Ту-134А. Один, выполнявший рейс 7628 по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев, вылетел в 12 часов 53 минуты из Воронежа в Кишинев. Другой, выполнявший рейс 7880 по маршруту Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск, вылетел в 13 часов 11 минут из Донецка в Минск. В Днепровском небе их траектории полетов пересеклись. Падение лайнеров наблюдал экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс по маршруту Черкассы – Донецк. Летчик Чернов сообщил наземным службам: «Борт 91734. В районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, это Ту-134…».
«Роса-А» то и дело включалась в работу. Шли доклады от дежурного по Управлению, поступил звонок от прокурора области Оберемко. Прокурор тоже выехал к месту трагедии.
В район села Елизаветовка, к месту, где предполагалось развернуть штаб оперативно-следственной группы, чекисты прибыли в 14 часов 51 минуту. Прошло чуть больше часа с момента катастрофы. Поступила информация от поисково-спасательной службы, переданная с борта Ан-2, вылетевшего в 14 часов 8 минут с аэродрома Подгороднее: в районе деревень Елизаветовка, Куриловка и Николаевка разбросаны металлические обломки самолетов, человеческие тела, предметы багажа, замечены два очага пожара. К месту падения самолетов посланы милицейские наряды.
– Будем ждать штабную машину и представителей комиссии, – объявил Щекотуров.
– Георгий Афанасьевич, я пока похожу – осмотрюсь. Вон, видите, двое мужичков? Похоже, местные. Поговорю с ними…
Выйдя из машины, Койнов направился в сторону копошащихся в поле у обочины дороги, метрах в двухстах от него, мужчин. Увидев идущего к ним Койнова, те быстрым шагом двинулись в направлении Елизаветовки.
«Мародеры, что ли? Надо бы оцепление выставить», – подумал Крайнов.
Открывшаяся его взору картина заставила содрогнуться: вдоль асфальтной дороги, твердью вонзившейся в тело колхозного поля, среди клевера, ковыля и пырея, среди полевых ромашек и васильков лежали раздавленные человеческие тела. Как виноградинки, пустившие сок от удара. Души остались там, высоко-высоко в небе, среди перистых облаков. Глядя из облаков вниз на землю, души распознавали свои тела, и благодарили Создателя за то, что уберег тела от падения на твердь дороги. Хулить Создателя за столь скоропостижное Вознесение души не смели, так как знали о том, что обрели индульгенцию и льготную путевку в Рай.
Крайнов подошел к одному из тел. Под натиском массы, помноженной на скорость свободного падения, тело посмертным слепком впечаталось в чернозем. Это был молодой мужчина. Он лежал на спине и улыбался небу карими раскосыми глазами. Полевой ветерок теребил прядь его смоляных волос и седые пряди ковыля. Из ушей к шее и щекам тянулись потеки запекшейся крови. По вороту рубахи ползла божья коровка. Койнов, как завороженный, следил за траекторией ее пути, мысленно распевая привязавшуюся закличку из детства:
Божья коровка,
Полети на небо.
Дам тебе я хлеба…
Добралась до шеи.
Там твои детки,
Кушают конфетки…
Преодолев выступ скулы, поползла по щеке к заострившемуся носу.
Всем ребятам раздают,
А тебе не дают…
Выбралась на кончик носа. Замерла. Раздвинув оранжевые в черную точку надкрылья, высвободила крылья. Подчинившись детской закличке, божья коровка вознеслась в небо маленьким солнышком.
Очнувшись, Крайнов продолжил осмотр тела…
В кармане спортивной куртки обнаружил паспорт:
«Ан Михаил Иванович, родился 19 ноября 1952 года… Прописка – Ташкент. Стоп! Это же… капитан футбольной команды “Пахтакор”… Ну, точно! Он сверкнул еще в 76 году в составе молодежки. Тогда наша сборная выиграла Чемпионат Европы. Классный полузащитник… был… Выходит… Что выходит?.. Неужели вся команда? Может быть… Точно-точно, завтра игра “Динамо”-Минск – “Пахтакор”. И рейс совпадает… Надо доложить Щекотурову и срочно связаться с ташкентским аэропортом, уточнить списки пассажиров…»
Штаб оперативно-следственной группы разместился в кунге «Урала» – штабной машине, стоявшей просто поле в двух километрах от Елизаветовки. Сюда стекалась вся информация «разбора полетов».
…Один самолет взорвался над поселком Николаевка… Другой, с отсеченным крылом и хвостовой частью, пролетев еще пять километров, упал в лес…
…Части от самолетов разбросаны на участке длиной 18 километров и шириной 3 километра...
…Внутренние войска оцепили район…
…Приступили к работе по сбору обломков самолетов и человеческих останков…
…Студентами спецотряда найден бортовой журнал…
…Местные жители сдали в сельсовет личные вещи и документы нескольких погибших пассажиров…
…Установлены случаи мародерства… Мать их!.. Тащат дюралевую обшивку…
…Не допускать случаев… Всячески пресекать…
…Метеообеспечение не могло стать причиной катастрофы…
…В аэропортах Воронежа и Донецка нарушений по заправке, загрузке и центровке не установлено...
…В данном секторе района полетов 11 августа с 13 до 14 часов запусков шаров-зондов, запусков ракет и боевых стрельб не производилось…
…Лайнер Ту-134А, бортовой № 65816, Молдавского управления гражданской авиации: 6 членов экипажа, 88 пассажиров. Из них 16 детей в возрасте до 12 лет…
…Лайнер Ту-134А, бортовой № 65735, Белорусского управления гражданской авиации: 7 членов экипажа, 77 пассажиров… Среди них 17 футболистов ташкентского «Пахтакора»…
…По предварительным данным погибло 178 человек…
…Обломки пробили крышу дома в поселке Куриловка… Жертв среди населения нет…
Как представитель оперативно-следственной группы, Крайнов был в курсе малейших подробностей расследования авиакатастрофы. Накапливая сведения, анализируя и передавая информацию, выезжая на осмотр мест падения «важных улик», Крайнов страдал от увиденного и пережитого. Он был угнетен и подавлен: как такое могло произойти? Почему? За что?..

Сергей Буковский  

ПУТЕВКА В РАЙ фрагмент повести ТРАЕКТОРИЯ СУДЬБЫ

Заслуженный журналист Украины
http://www.ser-buk.com/

САМОЛЕТ C "ПАХТАКОРОМ" РАЗБИЛСЯ ИЗ-ЗА БРЕЖНЕВА?

Диспетчер Владимир Сумской, признанный виновным в крушении двух лайнеров над Днепродзержинском, дал первое за 25 лет интервью

Роман Попов

Комсомольская правда, 11.08.2004, с. 9


Как это было


Ровно 25 лет назад - 11 августа 1979 года - над Днепродзержинском столкнулись два Ту-134А. Один выполнял рейс Ташкент - Минск. На его борту были 83 человека, в том числе 17 футболистов команды "Пахтакор". Второй следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа.

В тот день в Харьковском центре управления дежурили семь диспетчеров. На более напряженный сектор старший смены Сергеев посадил молодого Николая Жуковского. А контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь Сергеев сам.

Молдавский и белорусский самолеты шли навстречу друг другу под углом 90 градусов на высоте 8400 м в облаках. Жуковский ошибочно посчитал, что оба "Ту" разойдутся. Опасность заметил Владимир Сумской. Он дал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9000 метров. В эфире прозвучало: "Понял..." - позывные было не разобрать. Сумской был уверен, что ответили минчане - все нормально, команду выполняют. А на самом деле эти слова принадлежали экипажу другого самолета, Ил-62, летевшего в Ташкент... До столкновения оставалось 1 минута 5 секунд... А затем командир Ан-2 доложил на землю: "В районе Куриловки наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134".

Два лайнера столкнулись на высоте 8400 м. Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева на суде не было даже в качестве свидетеля. А его начальников - тем более...

Кстати, схожее авиапроисшествие случилось летом 2002 года, когда в небе над Германией столкнулись Ту-154М "Башкирских авиалиний" с детьми и грузовой "Боинг-757-200" компании "DHL".


"До сих пор не снимаю с себя вины"


Убедить Владимира Александровича Сумского вспомнить события 25-летней давности было непросто. Он считает, слишком много вылили на него лжи.

- Вы начало этой истории знаете? Что несколько эшелонов зоны были перекрыты в связи с тем, что на юг летел Брежнев? - сразу спросил Владимир Александрович (этим данные эшелоны (высоты) "расчистили" и соответственно "уплотнили" движение на других. - Р. П.). - Харьковская зона и по сей день считается одной из самых тяжелых, а в то время вообще страшная была. После того как литерный рейс пролетел, в ней собралось около полусотни самолетов. Когда специалисты Академии гражданской авиации занимались нашей катастрофой, они оценили, что тогда обстановка была неподвластна возможностям человека. Даже для автоматики это должно было быть в пределах 10 - 11 бортов. А у нас на связи было 12 самолетов!

А накладки - там столько их было! Явной вины ни у кого нет. Все виновны понемножку. Я до сих пор не снимаю с себя вины. Потому что, конечно, надо было предугадать такую нагрузку. Но ведь есть вина и других, начиная от старшего диспетчера, который так распределил смену. Почему помогал Жуковскому не он, как следовало по инструкции, а я, рядовой диспетчер?

- Одно из обвинений: вы дали команду экипажу на расхождение и не убедились, что ее выполняют.

- Если грамотный человек послушает пленку с радиообменом, то сразу поймет, что этой возможности просто не было! Но каждому это не расскажешь. Да и не поймут простые люди!

После того как все случилось, провели большую реорганизацию диспетчерского состава и рабочих мест. А до этой трагедии никто не хотел вникать в условия работы диспетчеров... Что касается Жуковского, мне просто его жаль. Это слабовольный, неискренний человек... С подачи своего адвоката он сказал на суде: "Я не был готов к этой ситуации. Меня не научили". А я его в строй вводил, стажировал. Ведь экстремальным ситуациям научить просто невозможно, тогда тренажеров не было. Жуковский вроде справлялся. Но допуск ему давал не я, а комиссия.

- А на Сергеева есть обида или злость?

- Обида есть. Злости нет. Я не стану говорить, что его надо было наказать. Но в таких случаях отвечает и руководитель!

- Вы приговор считаете справедливым?

- Я согласен с ним...


"Родные погибшего экипажа защищали нас"


- Где вы наказание отбывали?

- Под Кривым Рогом. В колонии был шесть с лишним лет. Ко мне на зоне отнеслись лучше, чем к простому преступнику. После амнистии меня условно-досрочно освободили за нормальное поведение. Сейчас с меня судимость уже снята.

- А жизнь потом как сложилась? Где работали, кем?

- Да везде работал, - усмехается. - Сначала на автопредприятии слесарем по топливной аппаратуре. Потом по шабашкам ездил: строили, занимались убоем скотины. Ну а полтора года назад товарищ предложил вернуться в Харьковский аэропорт. Охранником. Ведь после 50 лет найти работу практически невозможно.

- Тосковали по работе диспетчера?

- Тосковать - это одно. А вот знать, что возврата нет, тоскуй - не тоскуй... Сейчас я со всеми ребятами, с которыми и раньше работал, встречаюсь, у нас нормальные отношения.

- А у Жуковского как судьба сложилась?

- Не знаю. Меня это не интересует.

- Правда, что жены погибших футболистов "Пахтакора" на суде требовали для вас расстрела?

- Я ничего такого не слышал. Могу лишь сказать, что, по-моему, супруга командира минского экипажа даже в гости нас приглашала после всего. И минчане подали петицию, чтобы к нам никаких мер не применяли, потому что они, сами работники "Аэрофлота", прекрасно поняли, что в общем-то мы были в тот момент козлы отпущения.

Related Posts with Thumbnails